Собираемся на пленэр

Начинающий художник, который впервые отправляется писать этюды на природу, сталкивается с проблемой – что же взять с собой, чтобы творческий сеанс прошел успешно. Конечно, идеальный набор для выезда зависит от личных вкусов мастера и складывается с опытом. Но есть и ряд общих, проверенных годами рекомендаций.

Независимо от того, какими материалами вы пользуетесь, основным предметом экипировки будет этюдник – деревянный ящик с раскладной треногой. В раскрытом виде не него крепится холст, а в закрытом – очень удобно носить краски, кисти и другие материалы. Без этюдника работать получится разве что у аскетичных графиков и акварелистов. Такие художники могут обходиться небольшим планшетом. А вот маленький раскладной стульчик понадобится всем – стоять несколько часов подряд утомительно, а на пленэре лучше думать о творчестве, а не об уставших ногах.

Какие краски и кисти брать, зависит от конкретной задачи. Как минимум – стандартный набор часто используемых. Чем больше оттенков и инструментов уложено в этюдник, тем удобнее будет работать, но тем тяжелее будет все это нести. Зато тряпки, бумажные и влажные салфетки должны присутствовать в изобилии. Каким бы аккуратным человек ни был, красками легко испачкаться. По этой же причине стоит прихватить с собой бутылку технической воды. Если основным материалом является акварель, то бутылка должна быть большая – воду в банке нужно будет менять часто. А вот для масляной живописи достаточно совсем небольшого количества растворителя.

Теперь об одежде самого художника. Непременный атрибут живописца на природе – шляпа или панама с широкими полями. Кепка с длинным козырьком тоже подойдет. И дело не только в том, чтобы избежать теплового удара (хотя это тоже важно!). Дело в том, что яркий солнечный свет порождает рефлексы, влияющие на цветовосприятие. Самые экипированные берут с собой большой зонт от солнца. Устанавливают его так, чтобы вместе с холстом всегда находиться в тени. По этой же причине опытные мастера не работают в яркой одежде – чтобы избежать лишних цветных отблесков на холсте.

Нельзя забывать, что пейзаж под открытым небом очень динамичен. С течением времени меняется положение солнца, двигаются свет и тень, изменяются цветовые нюансы. На пленэре художник всегда ограничен по времени. На каждый этюд приходится от силы пара часов – как раз достаточно, чтобы сделать зарисовку: сформировать основные объекты, наметить цвет, свет и тень. Детали, как правило, прописываются позже, в студии.

Во время творческого полета лучше, когда ничего не отвлекает. Защититься от досужих советчиков помогут наушники и плеер со спокойной музыкой. Если планируется длительная вылазка, лучше прихватить с собой несколько бутербродов для перекуса. И, конечно же, питьевую воду.

Ну и напоследок, отправляясь на пленэр, нужно задуматься не столько о том, как добраться до места, сколько о том, как потом вернуться оттуда. Ведь на обратном пути добавятся непросохшие этюды, которые легко могут смазываться и пачкать все вокруг. Решению этой проблемы помогут плоские картонные коробки или специальные рамки, позволяющие закрепить холсты на расстоянии друг от друга.

Хочется узнать больше о работе художников на природе? Или не терпится лично попробовать на практике? Присоединяйтесь к нашему онлайн курсу пленэрной живописи.